7 Фев 2013 Рубрика:

О торговле эмоциями и качелях

Сегодня сидел и читал инсайд одного довольно известного в СНГ психотренинга и был немного ошарашен… Не хочу называть и его имя и описывать подробности, не думаю, что это будет кому-либо интересно. Там все как обычно в таких случаях: несколько ступеней, завлекание участников, серьезные суммы за участие… секта одним словом. :) Но тут особый выдался случай, судя из описания людей серьезно подсаживали на «тренинговую иглу», и заканчивалось все печально.

Интересны были механизмы и уловки благодаря которым народ вляпывался во всю эту трясину без шансов на спасение. Об  этом хочу поделиться в размышлениях.

Почем впечатления?

«Присадка» происходит за счет эмоций, но делается это особо скверным способом, с помощью метода «кнута и пряника». Да и сами эмоции, если они сильны, сегодня пользуются спросом. Это мне хорошо известно, я по профессии дизайнер, это мой основной род деятельности, поэтому я с этим делом знаком не понаслышке. Вот очень хорошая картинка, которая отлично иллюстрирует то, о чем я скажу ниже:

desЗдесь показаны этапы совершенствования экономики. Наиболее дешевое для продажи — это сырье, в нашем примере это рис. Если он почищен и упакован в красивую тару, то его удельная стоимость уже возрастет. Следующий этап это предоставление услуги в которой фигурирует наш продукт, и здесь его цена еще больше стремится вверх. Последний этап, (на который, стоит заметить, нацелены самые дальновидные компании зарабатывающие баснословные суммы) — это уровень впечатлений и эмоций. Здесь уже вокруг товара выстраивается полноценный бренд, цель которого вызвать яркие эмоции у покупателя. Наш рис превращается в полноценный эмоциональный товар, который ценится значительно выше. Тут торговля идет уже не на уровне товара, а на совершенно ином. Продаются впечатления, которые несет с собой продукт, и эффект создается не товаром, а брендом. Буквально «из воздуха» за счет рекламы, грамотного позиционирования и т.д.

Высший уровень экономики — это слой эмоций, это продажа не сколько товаров, сколько способа самоутвердиться и обозначить свою принадлежность к тому или иному слою населения, уровню достатка, субкультуре…  Что поделаешь, так мы самоопределяемся, для этого нам не жалко никаких денег.

Тренинг — это торговля эмоциями

С тренингами подобного рода все сложнее, это продажа эмоций в чистом виде. Здесь даже товар не нужен как таковой, вся ставка сделана на создание эмоций путем помещения человека в ту или иную ситуацию. Результат стоит дорого, очень дорого. Не на всех это действует, очевидно, поэтому на тренинг попадают далеко не все.
Зато практически все попавшие туда люди находятся на распутье в жизни, им буквально «нечего терять». У них уже проблемы с социумом, они готовы «за один день изменить себя полностью» (такая готовность уже о многом говорит, согласитесь) и они верят, что такое изменение возможно быстро и без побочных эффектов.

На психотренингах люди получают такие яркие переживания, что невольно подсаживаются на них. И теряют адекватность, отстраняется от реального мира, утрачивают способность воспринимать события субъективно, рационально. Это конечно личное мнение, но мне кажется грош цена тому тренингу, после прохождения которого человек получает еще больше проблем с социумом чем до…

Некоторые тренеры заходят далеко и поступают вовсе мерзко. Они подсаживают не сколько на сильные эмоции сами по себе, сколько на «эмоциональные качели». Клиента сначала опускают ниже плинтуса, говоря ему о том, что «его жизнь не работает» и ничего не стоит, оскорбляют, издеваются и изводят в течении длительного времени, а затем наоборот резко подымают самомнение на невиданные высоты, восхваляя его и боготворя. Такой перепад переживается человеком не иначе как волшебное откровение и просветление. В повседневной жизни он вряд ли испытывал переживания такого уровня накала, поэтому не странно, что тренинги иногда затягивают и хочется повтора. И человек уверен, что он нашел «это». назовем это просветлением.

В тренинге, о котором я читал, группу человек 3 месяца изматывали неадекватными заданиями, опускали психологически, изматывали и буквально выжимали из них все до последнего. Затем на «аттестации» уже на выпуске им в течении 20(! это не опечатка) часов внушали их ценность как словесно так и различными проявлениями, рассказывали о значимости для мира, обнимали, кланялись в ноги… доводили до состояния, когда человеку от счастья было уже не возможно плакать, слез не хватало…

Это и ломало большинство людей окончательно.

, ,




3 Комментариев к “О торговле эмоциями и качелях”

  1. Владимир 07.02.2013 at 18:21 #

    Полный порядок, это всего-лишь эволюция экономических отношений.
    В чем диссонанс?
    PS. По косвенным признакам напоминает EST.

    • Юрий 07.02.2013 at 18:24 #

      Лайфспринг, ну к ЭСТУ близко, несомненно. Одного поля ягоды :)

      Диссонанса нет, просто я был сильно впечатлен тем, что прочел…

  2. Геннадий 11.02.2013 at 17:11 #

    О, я участвовал в подобном 3-месячном «тренинге», но не таком жёстком, но кроме эмоций получил и конкретное изменение жизни… Наташа Маркович в книге «Flutter. Круто, блин» описывает такую тему. Качели действительно, наверное, повсеместный элемент тренингов, сам проходил через них, но только потом уже осознал этот механизм…
     
    Кстати, абсолютно согласен с тем, что на тренинги можно подсесть, как и на любой другой наркотик… У меня есть друг, который открыто признаёт, что он тренинговый наркоман… Такие дела :)

Добавить комментарий

Top